Каждая отдельно взятая франшиза имеет свои особенности, но, тем не менее, можно говорить об общем алгоритме работы, понимание которого позволит вам успешно открыть свой бизнес и в дальнейшем эффективно управлять им. Итак предлагаю рассмотреть все аспекты, знание которых необходимо для успешной работы по франшизе.
Чем могут отличаться франшизы между собой
Чтобы вывести общий алгоритм грамотного ведения бизнеса по франшизе стоит обозначить различия, с которыми вы можете столкнуться:
- В первую очередь это сфера видения бизнеса: вы можете заниматься реализацией товаров или оказанием услуг.
- Не меньшие различия появляются при способе работы: речь идет стационарной торговой точке/офисе или разъездном бизнесе.
- Следующее различие касается строгости контроля со стороны франчайзера – вам может быть предоставлена высокая степень свободы действий, либо жесткая регламентация всех бизнес-процессов.
- Тип товаров/услуг – тут стоит различать инновационные стартапы, не имеющие конкуренции на рынке, либо довольно распространенную продукцию, успех реализации которой будет опираться на известность торговой марки и отлаженности схемы ведения бизнеса.
- Права на территорию – вам могут быть предоставлены эксклюзивные права на работу в регионе, либо с вами рядом могут открыться другие точки под этим же брендом. Как вы понимаете – условия работы в обоих случаях будут сильно отличаться.
Сделав выбор по каждому из этих пунктов, можно начать дальнейшее рассмотрение алгоритма работы по франшизе.
Инструкция ведения бизнеса по франшизе
Основная причина, по которой стоит выбрать бизнес по франшизе – это четко отлаженные рабочие процессы, которые и являются некой гарантией успеха. Описание того, каким образом вы должны вести свои дела, должно быть четко изложено в инструкции от франчайзера.
По полноте этой инструкции уже изначально можно судить о том, насколько надежной является заинтересовавшая вас франшиза. Серьезные зарубежные компании стараются с максимальной полнотой описать все аспекты бизнес-процессов. В их франчайзинговых пакетах можно насчитать до несколько сотен пунктов, регламентирующих деятельность франчайзи. Но в российские бизнесмены не всегда приветствуют такой подход, предпочитая получать большую свободу действий.
Тем не менее, можно ответственно сказать, что в современных реалиях, компании предлагающие франшизы со слабо проработанными инструкциями (либо вообще без них), в большинстве случаев являются «однодневками» или «раздутыми проектами». Слабо проработанная инструкция – это индикатор, говорящий о том, что нужно тщательно изучить бизнес франчайзера. Возможно, именно на вас и будут «обкатываться» рабочие процессы, о которых сам франчайзер еще не имеет четкого представления.
Конечно же, существуют и исключения из этого правила. Например, успешная и известная франшиза Subway, предпочитает просто строить грамотные партнерские отношения, в процессе которых франчайзи, на примере успешно работающего предприятия осваивает все тонкости ведения бизнеса.
Так что можно смело сказать:
Наличие тщательно разработанной франчайзинговой инструкции, является показателем надежности выбранной вами компании.
Что еще должно входить в франшизу
Следующее что важно рассмотреть перед тем, как принять окончательное решение, касательно приобретения франшизы, это то какую поддержку будет оказывать вам франчайзер, и какие обязательства будут возложены на вас.
Эти аспекты тоже можно назвать «индикаторами надежности» франшизы. Если компания не особо заинтересована в том, чтобы помочь вам успешно стартовать, и не следит за качеством вашей работы, то значит и роялти от вас особого не ожидает. И цель продажи франшизы – получение от вас и других франчайзи паушальных взносов, после чего вы будете сами разбираться с «выгодным приобретением».
В идеале, вам должны оказать следующую поддержку:
- Обучение руководства и персонала.
- Консалтинг на протяжении действия контракта.
- Обеспечение оборудованием.
- Консультации по дизайну помещения и формы персонала.
- Предоставление рабочей документации, регламентирующей ведение бизнеса.
- Помощь в организации финансовой отчетности.
Обязанности, возлагаемые на франчайзи:
- Четкое следование требованиям инструкции, и указаниям франчайзера.
- Поддержание репутации бренда.
- Сохранение в тайне ноу-хау компании.
- Реализация товаров и услуг по рекомендованным ценам.
- Поддержание помещения в хорошем состоянии.
- Тщательный контроль над персоналом – штат должен быть укомплектован, и иметь должную профессиональную подготовку.
- Обеспечение доступа франчайзеру или его представителям полного доступа на предприятие.
Оптимальный вариант – это когда поддержка со стороны франчайзера, и требования к вам обеспечивают четкую работу предприятия, но при этом не превращаются в «кандалы», мешающие развивать бизнес.
Способы формирования цен и ассортимента товаров/услуг
В большинстве случаев ценовую политику старается диктовать франчайзер. Особенно если он заинтересован в экспансии рынка, и желает удерживать конкурентоспособную рыночную цену. Это же касается и ассортимента товаров и услуг, который зачастую определяется владельцем франшизы.
Но существуют и другие схемы работы. Например, во франшизах, имеющих низкий паушальный взнос, и небольшое роялти (либо полное отсутствие обоих типов выплат) франчайзер получает доход за счет поставок товаров или сырья своим франчайзи. Происходит это, за счет увеличения франчайзером отпускной цены на некоторый процент (чаще всего не более 5%). В таких случаях закупочные цены могут быть невыгодными для вас, и это может осложнить ведение бизнеса.
Также существуют схемы работы, при которых франчайзер позволяет делать наценку на товар по своему желанию, и распоряжаться этой прибылью по своему усмотрению. Но такой подход можно встретить только в небольших франчайзинговых сетях, в которых не требуется соблюдение единой ценовой политики.
Закупочные цены и ассортимент могут иногда используются в качестве рычагов давления на франчайзи нарушающего пункты договора. В таком случае, в качестве штрафа, владелец франшизы может поднять цены, или урезать ассортимент продукции.
Итог:
Для успешной работы по франшизе, нужно еще на этапе выбора определить возможность риска. А все признаки, говорящие о возможном возникновении сложностей, вы уже узнали из этой статьи. Так что принимайте решение разумно – и ваш бизнес будет обречен на успех.