Современный термин «франшиза» пришел из французского языка, где «franchise» означает льготу. На данный момент этот слово наиболее известно в связи с бизнесом, но есть и несколько других его значений, что иногда вызывает небольшую путаницу.

Хотя нас интересует, что означает слово франшиза в связи с бизнесом, но перед тем, как начать разбирать этот вопрос, имеет смысл упомянуть и о прочих его значениях:

  • Франшиза в страховании. В данном случае имеется в виду сумма, удерживаемая из страховой выплаты в соответствии с договором.
  • Франшиза в медиабизнесе. Имеется в виду интеллектуальная собственность, в которую входят продукты связанные с вымышленными персонажами или вселенными (фильмы, книги, компьютерные игры, передачи, ответвления сюжета и т.д.).
  • Франшиза в спорте. Это узкоспециализированный термин, применимый только к американским спортивным командам, название которых состоит из двух слов. Первое название города. А второе и есть франшиза. Например, «Chicago Bulls» – в данном случае «Bulls» и считается спортивной франшизой.

Теперь, когда мы знаем дополнительные значения термина «франшиза», можно подробно разобрать, что же она означает в сфере бизнеса.

Франшиза – что это слово значит для бизнеса

В бизнесе франшиза это способ заключение договорного соглашения между двумя сторонами: обладателем прав на бренд/торговую марку и (в дальнейшем – «франчайзер») и субъектом бизнеса, желающим использовать этот бренд. Естественно, что за право использования своей торговой марки, владелец франшизы хочет получить вознаграждение. Как правило, это: паушальный взнос, который платится при входе в бизнес, и роялти – регулярные выплаты, чаще всего привязанные к обороту. Но далеко не все франшизы работают по этой схеме – в некоторых случаях не выплачивается роялти, иногда взымается дополнительный сбор на рекламу, и можно встретить еще множества иных вариантов.

Франчайзинг, как форма деловых отношений набирает популярность с каждым годом, и на это есть объективные причины. И понять что такое франшиза в бизнесе, легче всего, если подробно рассмотреть положительные и отрицательные стороны франчайзинга. Что я вам и предлагаю сделать.

Положительная сторона работы по франшизе

Ведение собственного бизнеса, это сложное и рискованное дело, в котором далеко не всегда все идет по плану. И самое большое преимущество, которое дает франшиза – это возможность защитить себя от всех тех рисков и ошибок, которые совершают начинающие бизнесмены. Ведь практически любой достойный франчайзер предлагает своим новым партнерам исчерпывающую информацию о бизнес процессах, обучение персонала и менеджеров, рекомендации по дизайну и ремонту помещения и т.д. Благодаря этому исчезает необходимость искать эффективную бизнес схему путем проб и ошибок – можно сразу вникать в работу, и начинать зарабатывать деньги в кратчайшие сроки.

Следующая положительная черта – это возможность работать под уже раскрученным брендом, который успел завоевать доверие целевой аудитории. Опять-таки, это снижает риски при открытии бизнеса, и значительно уменьшает расходы на рекламу. Люди будут приходить именно к вам за товарами/услугами определенного качества, и ваша задача просто держать марку на высоте.

Еще одна приятная черта работы по франшизе, это возможность дальнейшего развития, которое предоставляют многие сети. Речь идет не только о возможности открытия дополнительных точек, но и о таких перспективах как получения статуса «мастер-франчайзи» Этот статус позволяет самостоятельно разрабатывать локальную территорию, и продавать франшизы бизнесменам, желающим вступить в сеть.

Негативные моменты, с которыми можно столкнуться при работе по франшизе

У любого типа ведения бизнеса есть свои слабые стороны, это касается и франчайзинга. В данном случае можно столкнуться с двумя типами проблем.

  • Первая сложность – это ограничения, которые накладываются франчайзером на деятельность своих партнеров. Как правило, почти все деловые процессы жестко регламентированы, и у франчайзи не остается пространства для внедрения своих идей, даже если они выглядят довольно перспективными. Также нередко регламентация касается показателей эффективности ведения бизнеса, и если вы не будете справляться с ними, то к вам могут быть применены штрафные санкции, оговоренные в договоре.
  • Вторая сложность – является явлением, характерным для нашего рынка. Имеется в виду некачественные франшизы, которые создаются с целью получить деньги от начинающего бизнесмена. При этом взамен новоиспеченный франчайзи получает только право на использование бренда, и пакет с рекомендациями. И далее оказывается наедине со своим сомнительным приобретением, без какой-либо реальной поддержки. Чтобы не попасть в такую ловушку необходимо тщательно изучить франшизу перед тем, как принять решение о ее покупке.

Итог

Франшиза в бизнесе – это оптимальный способ для открытия своего первого дела, и получения наряду с прибылью бесценного опыта. И если именно такие цели вы сейчас поставили перед собой, то не стоит откладывать надолго покупку франшизы, и тогда успех не заставит себя ждать.

Добавить комментарий

Навигация по записям