Ресторанный бизнес – дело весьма прибыльное, но и не менее сложное. Помимо того, что успешность бизнеса зависит от слишком многих факторов, так еще и уровень конкуренции невероятно высок. Поэтому двое из трех ресторанов даже не добираются до точки безубыточности. А из окупившихся заведений не многие продолжают приносить прибыль дольше, чем несколько лет подряд.
И, тем не менее, прибыль, получаемая от ресторана настолько заманчива, что ежегодно множество бизнесменов пробуют свои силы в сфере общепита. И именно для таких начинающих рестораторов я подобрал ряд рекомендаций, которые реально могут помочь обойти вам «подводные камни», на которых разбилось множество перспективных заведений.
Говорить будем не о вопросах оформления документации и ведения бухгалтерии, а о тех неявных аспектах, незнание или игнорирование которых может привести к краху предприятия.
Правильная концепция – это наше ВСЁ
Те времена, когда желающих посетить ресторан было во много раз больше, чем могли вместить все заведения общепита отдельно взятого города. Сегодня за клиентом надо охотиться, завоевывать его лояльность, бережно удерживать его внимание, и не давать смотреть в сторону конкурентов. И тут одной хорошей кухней и баром не обойдешься. В большом городе найдется несколько десятков заведений аналогичного формата, с подобным уровнем кулинарии и ценовой политики.
Для того чтобы люди приходили именно к вам (не важно, открываете вы фаст-фуд, кафе, паб или дорогой ресторан) вашему заведению нужно иметь ЛИЦО. Вам надо определить целевую аудиторию, с которой вы будете работать, и всю концепцию заведения продумывать таким образом, чтобы выбранной вами группе потребителей было бы комфортнее у вас в заведении, нежели дома.
Для грамотного составления концепции, вам нужно тщательно изучить локальные заведения, работающие в схожей тематике, рассмотреть то, как реализован подобный формат в других городах и за рубежом. Возможно, что в процессе подобных изысканий вы придумаете уникальную концепцию, которая произведет настоящий фурор в вашем городе.
Правильный подбор помещения
Следующий важный шаг – это подбор подходящего помещения. У вас уже должна быть определена концепция, и иметься понимание того, с какой целевой аудиторией вы будете работать. Опираясь на эти знания необходимо определить те зоны города, где наиболее часто перемещаются ваши потенциальные клиенты. Когда эти зоны определенны – можно начинать рассматривать реальные предложения на рынке недвижимости по продаже или аренде, опираясь на то, каким вы видите свое будущее заведение. Если есть возможность, то помещение лучше купить, так как нередки случаи, когда раскрученное заведение меняет хозяина из-за того что арендодатель отказывается продлить срок аренды, в надежде воспользоваться плодами вашего многолетнего труда.
Не стоит мыслить стереотипами – ваш ресторан не обязан находиться на центральной улице в самом оживленном месте. Если вы ориентируетесь на элиту, то уединенное отдельно стоящее здание в парковой зоне или в пригородной зоне может привлекать состоятельных людей куда сильнее, чем помещение, расположенное в месте с высоким пешеходным трафиком.
Вопрос рекламы
Допустим, вы уже купили здание, сделали ремонт, наладили закупку и подобрали персонал. Теперь пришло время прикармливать клиентуру. И это очень непростой процесс. Одной лишь рекламы в СМИ и на рекламных щитах абсолютно недостаточно. Желательно освоить маркетинг в социальных сетях. Сделать собственный сайт и следить за качеством контента, позицией в выдаче, отображением на сайте актуальных мероприятий и т.д. Особое внимание нужно уделять акциям и проведению небанальных развлекательных событий и т.д.
Если профессионально подойти к этому вопросу, то довольно быстро заработает «сарафанное радио». Люди будут приходить по рекламе, и если они получат удовольствие от посещения заведения, то начнут восторженно рассказывать о вас своим знакомым. А это уже половина успеха.
Также всегда следует помнить, что любовь посетителей – явление быстротечное. Вы можете получить бешеную популярность сегодня, а через год будете на аркане затаскивать клиентов. Все дело в том, что большинству людей быстро приедаются даже самые приятные вещи. И дабы удержать их нужно все время меняться. И делать это надо так, чтобы не отпугнуть постоянных клиентов резкими переменами, но при этом создавать у них постоянное ощущение новизны.
Контроль над персоналом
Этот вопрос сейчас становится все менее актуальным, но его все же нельзя обойти. Все дело в том, что общепит эта такая сфера деятельности, в которой хитрый член коллектива может создать тысячи схем того, как положить деньги посетителя мимо кассы себе в карман. Причем, вы и не заметите ничего, если только не будете знать эту схему заранее. Сейчас еще много профи в сфере общепита помнят времена, когда на работу в ресторан они приходили не за зарплатой, а за «левыми деньгами», и если не хотите, дабы они портили ваш бизнес, то изначально нужно отрезать все пути для махинаций.
Благо современные компьютерные системы управления рестораном (например ArchiDelivery) в сочетание с видеокамерами перекрывают 80% возможностей для воровства. А если в довесок к этому в зале будет работать лояльный и преданный администратор, то организовать махинации будет малореально.
Но все равно, периодически стоит использовать «тайного покупателя» который поможет вам понять то, как идут дела в вашем ресторане, когда вы отсутствуете в нем.
И не стоит сильно экономить на зарплатах – профессиональный коллектив, довольный плодами собственного труда, привлечет в ваше заведение множество посетителей, и вы только выиграете от этого.
Ну а самый простой способ обойти все эти подводные камни – это открыть ресторан по франшизе. Вы будете работать по четко отработанной и неоднократно проверенной технологии, и вам попросту не нужно будет переживать, что что-то у вас пойдет не так.