Тенденции развития рынка франчайзинга в России

Отечественный франчайзинг довольно молод и имеет еще довольно большое количество проблем, однако ему есть куда развиваться. Тенденции этого развития прогнозировались еще в начале года, но напряженная политическая ситуация по новому расставила фигуры на игральной доске, и теперь, каждому бизнесмену, ведущему бизнес по франшизе или желающему его начать, стоит внимательно проанализировать текущую обстановку.

 

Итак, давайте рассмотрим, что может происходить на рынке в ближайшее время.

Первый фактор, который все изменил – эмбарго на некоторую зарубежную продукцию, поставляемую из-за рубежа. Это серьезно повлияло на ресторанный бизнес и на деятельность ретейлерских сетей. Особенно это коснулось зарубежных франшиз, которые строили свой бизнес на поставках из-за рубежа. Пока что сильного падения на рынке не наблюдается, но уже в некоторых сетях говорят о снижение трафика покупателей и размера среднего чека. Также значительно уменьшилось количество покупок франшиз в этом секторе бизнеса – большинство потенциальных покупателей выжидает, и наблюдает за тенденцией изменений на рынке. И если в начале года крупные франчайзеры открывали в месяц 3-4 новых точек, то сейчас примерно 1-2.

В такой ситуации прекрасной альтернативой для работы в сфере общепита может стать покупка франшизы, связанной со «здоровым питанием». Этот тренд становится все более популярным, и для работы в этой сфере не требуется поставок из-за рубежа, а наоборот создается собственное фермерской хозяйство, которое обеспечивает сети ресторанов экологически чистыми продуктами.

Еще один неприятный процесс, наблюдаемый в последнее время – это падение курса рубля, которое негативно сказывается на покупательной способности российских граждан. В данной ситуации разумнее всего вкладывать деньги в ту сферу бизнеса, интерес к которой не падает при любом состоянии экономики.

Поэтому в начале года на рынке лидировали франшизы, связанные с розничной торговлей. За ними шли предприятия из сферы питания. Далее идут «детские компании». Сейчас расстановка приоритетов может кардинально изменится. И акценты потребительского интереса сместятся в сторону других сфер.

 

Речь идет о следующих типах ведения бизнеса:

  • Сфера бытовых услуг. Такие типы предприятий, как парикмахерские, ремонтные мастерские (от обслуживания бытовой техники, до автомобилей), услуги по бухгалтерскому учету и юридической поддержке, дополнительное детское образование, уход за домашними питомцами и т.д. – все это пользуется спросом при любом состоянии экономики.
  • «Зеленая энергетика». Особую популярность набирают франшизы связанные с экономным использованием энергетических ресурсов. Тема уменьшения финансовых расходов будет все сильнее волновать людей в условиях нестабильного состояния экономики. Так что в этой отрасли можно предполагать только дальнейший рост.
  • Предприятия из сферы заботы о здоровье. Состояние своего организма волнует людей в любой ситуации. Поэтому весьма перспективными можно считать спа-салоны, фитнес центры, косметологические центры, и упомянутое выше «здоровое питание».
  • Онлайн-торговля. Продажи через интернет можно назвать одной из самых доходных областей ведения бизнеса. При правильном построении логистики, целевая аудитория может расшириться и за границы государства, а это значительно повышает товарооборот. Так что электронная коммерция может принести существенный доход, при грамотном подходе к ведению дел.

 

Подводные камни

Изменения в текущей политической ситуации влияют не только на экономику, но и на деловые партнерства. Сейчас стоит учитывать, что большинство раскрученных зарубежных франшиз принадлежит компаниям из США. И не стоит объяснять, что ситуация может обостриться так, что заставит иностранных франчайзеров сворачивать бизнес на территории России. Тем, кто уже работает по франшизе от зарубежных компаний, стоит превентивно прозондировать почву, и понять – имеет ли смысл застраховать себя от подобных неприятных сюрпризов. А при покупке франшизы куда безопасней будет взаимодействовать с отечественными франчайзерами.

Еще один момент, заслуживающий внимания – это появление на рынке множества франшиз с низкими порогом входа, и одинаковым типом предлагаемых товаров и услуг (например, торговля замороженными йогуртами или мобильные кофейни). Такой тип бизнеса может показаться весьма привлекательным для молодых бизнесменов. Но тут есть свои подводные камни – рынок очень быстро перенасыщается такими услугами, и в скором времени франшиза перестает приносить доход. Так что стоит быть осторожными – купить вместо эффективного бизнеса «мыльный пузырь» довольно просто.

 

Положительные тенденции

Не стоит думать, что отечественный рынок франшиз начал сильно расшатываться, под воздействием нестабильности в экономической и политической ситуации. Имеется и положительная динамика. Появляются интересные нестандартные проекты, быстро идущие по пути положительного развития. Появилась общая тенденция к повышению контроля над качеством услуг и товаров, что позволяет франчайзерам бороться с конкурентами. Но самое главное – банки начали более дружелюбно относиться к выдаче кредитов под развитие франшиз. Программа «Бизнес старт» для будущих франчайзи уже запущена Сбербанком России, и многие другие крупные банки начали разрабатывать подобные программы кредитования. Так что в ближайшее время открытие бизнеса станет куда более простым делом.

В общем, жизнь продолжается, и рынок франчайзинга продолжает развиваться. Просто для успешной деятельности теперь нужно все время чутко держать руку на пульсе событий в стране и мире. Тогда вы сумеете избежать ошибок с выбором франшизы для старта своего бизнеса, или вовремя сможете свернуть деятельность, которая может начать приносить больше проблем, чем дохода.

Добавить комментарий

Post Navigation