Сезонный бизнес – это довольно интересный процесс, позволяющий «сорвать куш», за несколько месяцев активной работы, и остальную часть года посвятить ведению других дел. Вполне естественно, что и среди современных франшиз существуют предприятия, которые нацелены на получение прибыли только в определенный период года.
Чтобы понять, насколько вам подойдет работа в сезонном бизнесе стоит рассмотреть все его положительные и отрицательные стороны, что я вам и предлагаю сейчас сделать.
Какой бизнес можно рассматривать в качестве сезонного
В первую очередь стоит разделить сезонные предприятия на два условных типа:
- «Относительно сезонный» – речь идет о бизнесе, который можно вести круглый год, но в определенные месяцы нагрузки повышаются в разы. К таким периодам необходимо готовиться заранее – закупать большее количество товара и расходных материалов, проводить предварительное сервисное обслуживание оборудования, наем дополнительного персонала и т.д. Яркий пример – установка и обслуживание климатической техники. Летом у такого бизнеса пиковые нагрузки, а в холодное время года царит ленивое затишье.
- «Полностью сезонный» – в данном случае подразумевается бизнес, который приходится сворачивать во внесезонное время. Как правило, это предприятия связанные с зимними или летними развлечениями, летние кафе и рестораны, торговля мороженным, услуги велорикшей и т.д. При таком ведение дел необходим четко отлаженный процесс старта, чтобы не упустить ни дня торгового сезона.
Выбор между такими схемами работы зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей. Например, открытие передвижной точки по торговле мороженным, не потребует больших вложений, и может стать приятным дополнительным доходом летом или зимой. А вот если вы создаете стационарный парк летних/зимних развлечений, то стоит выбирать такой формат, который сможет работать и не в сезон – это поможет сохранить персонал, и амортизировать текущие расходы.
Положительные черты сезонного бизнеса
Собственно говоря – одна наиболее положительная черта, это возможность получить приличный доход за относительно короткий период, и потом предаваться отдыху или переключиться на другой тип деятельности. Особенно яркие примеры – это предприятия расположенные в курортных городах. В пик туристического сезона они способны приносить баснословную прибыль.
Но это не означает, что в городских условиях, далеких от курортных, нельзя открыть по франшизе доходное сезонное предприятие. Есть разные интересные схемы – например, велотакси (велорикша). Такой формат извоза поучил большую популярность в Европе, и франшиза уже работает на территории нашей страны. Открытые компании действуют со стабильным успехом, организовывая экскурсионное катание в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и т.д.
Такие сезонные предприятия, можно рассматривать как своеобразную «школу бизнеса» – вложений больших не требуется, отработав сезон, можно отдохнуть и рассмотреть все свои ошибки, после чего скорректировать стратегию на следующий год. И после нескольких лет работы по такой схеме, можно переходить к вкладыванию денег в более серьезное дело.
Еще один положительный момент – это возможность на базе сезонного предприятия со временем вырастить серьезный бизнес приносящий доход в течение всего года. Как пример, можно назвать франчайзинговую точку продажи мороженного, расположенную на территории крупного торгового центра. Такой бизнес первые год-два будет давать основной оборот во время жарких месяцев. Но при правильной маркетинговой стратегии, со временем будет наработана лояльная аудитория посетителей, которые будут посещать заведение и в неурочный сезон.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные достоинства сезонных франшиз – это низкий порог вхождения в бизнес, возможность гибко вести дела, и наличие перспективы перерасти в стабильное предприятие.
Подводные камни сезонных франшиз
Первая, наиболее значимая проблема – это подбор персонала. Если ваш бизнес требует определенной квалификации, то вы каждый год будете обречены прикладывать массу усилий на поиск и обучение нового персонала. Ярче всего эта проблема выражена в сезонных парках развлечений, которые закрываются на зимний/летний сезон. Даже если вы найдете людей, желающих периодически работать на вас, то все равно «перерыв на полгода» будет негативно сказываться на их профессионализме.
Проблема с персоналом, как раз и является причиной для постепенного превращения сезонного бизнеса в постоянный. Для этого к летним кафе пристраивают закрытые помещения, в парках развлечений придумывают программы для другого сезона и т.д. Правда, существуют сезонные франшизы, которые реорганизовать таким образом не получится.
Еще один напряженный момент, связанный с сезонным бизнесом – это необходимость четко укладываться в календарное рабочее расписание. Каждый упущенный день сезона – это недопустимые убытки. Не реализованные до конца сезона товары – опять-таки снизят ваш заработок. Плохо организовали поставки – торговля встала, и вы снова теряете свои деньги. Все процессы в бизнесе должны работать как швейцарские часы.
Необходимость грамотной организации работы предприятия во время сезонных нагрузок, как раз и подводит большинство предпринимателей к необходимости покупки франшизы. Ведь можно узнавать все производственные хитрости на собственном опыте, рискуя деньгами и нервами. Или выбрать успешно работающую схему, и получить четко регламентированные инструкции того, как заработать на сезонной торговле или оказании услуг.
Итог
Так что можно смело сказать – сезонный бизнес, это интересный способ заработка капитала. Особенно если, вы опираетесь на опыт франчайзера, что значительно снижает риски неудачи. И если у вас есть желание попробовать свои силы, то и не следует тратить время на лишние сомнения – в бизнесе побеждают смелые и решительные…