Один из самых частых вопросов, который задают мне это: «Чем принципиально франчайзинг отличается от дилерства»? И действительно – сходство между этими двумя типами ведения бизнеса настолько большие, что порой отличить их непросто. Попробуем разобраться в этом вопросе. Но перед этим стоит рассмотреть отличительные особенности обоих деловых схем. Тогда потратив всего несколько минут своего времени, вы навсегда разберетесь в данном вопросе.
Дилерство
Созданием дилерской сети занимаются крупные компании, заинтересованные в освоении новых локальных рынков. Делегируя полномочия по реализации своего товара, такие компании снимают с себя проблемы по созданию торговых точек, проведению рекламы, завоеванию лояльности потребителя и т.д. В свою очередь производитель предоставляет продавцу доступные цены, гарантийное обслуживание и прочие услуги.
Дилер – это конечное звено в торговой сети производителя какого-либо товара. От обычного торговца он отличается тем, что согласно дилерскому договору берет на себя обязательства по соблюдению ценовой политики, позиционированию товара на локальном рынке и определенным объемам продаж. Помимо этого в договор могут быть включены и другие обязательства с обеих сторон (например, гарантийное или сервисное обслуживание со стороны компании-поставщика). Такая схема сотрудничества выгодна для производителя продукции, не желающего жестко контролировать розничную сеть. И она не менее выгодна для торговых предприятий, желающих получать регулярные поставки по конкурентоспособным ценам.
Причем в некоторых случаях можно получить права «эксклюзивного дилера», который фактически получает монополию на продажу товара в отдельно взятом регионе. И любой предприниматель, желающий продавать эту же продукцию, будет вынужден закупать ее у эксклюзивного дилера, и уже самостоятельно разбираться с тем, каким образом реализовать ее по более высоким ценам.
Франчайзинг
Франчайзинг – это передача прав использовать раскрученный бренд и выверенный бизнес-процесс для получения прибыли, на условии одноразовой или регулярной денежной выплаты. И для того, чтобы схема получения дохода работала в руках франчайзи, ему следует строго следовать алгоритму действий, разработанному ранее франчайзером.
Поэтому тут все гораздо серьезней. Предоставление франшизы не ограничивается одними лишь торговыми схемами, и, как правило, включает ив себя отработанный сценарий поведения на рынке. Причем далеко не всегда речь идет о продаже товара, а о предоставлении услуг в различных сферах.
Имеется в виду:
- Общий корпоративный дизайн помещения и одежды персонала.
- Общая рекламная стратегия.
- Сценарии обслуживания и общения с клиентами.
- Четкое соблюдение производственных процессов.
- Порядок получения консультаций и обучения и т.д.
Как правило, эти и прочие пункты прописаны в договоре франшизы. Для франчайзи данный документ будет являться своеобразным «мануалом», опираясь на который он получит гарантированный положительный результат в своем бизнесе.
Такая особенность ведения бизнеса делает работу по франшизе процессом, не требующим креативности – все, что нужно делать, это работать, соблюдая пункты, прописанные в договоре. Можно сравнить такую деятельность с обучением – если вникнуть в то, на каких принципах базируется успешная реализация товара/услуг, то потом можно запустить собственный «бизнес с ноля» и достичь успеха.
Сравнение франчайзинга и дилерства
Как говориться – истина познается в сравнении. Попробуем определить разницу между этими двумя бизнес схемами, проведя сравнительный анализ по отдельным пунктам:
- Выход на рынок. Поначалу дилер работает с не особо известным брендом ищущим выход на новые локальные рынки, то ему придется самостоятельно заботиться о позиционировании и рекламе на своем локальном рынке, что требует вложения средств в маркетинговые исследования и рекламу. Правда, потом имеется возможность получать неограниченную прибыль, благодаря монополизации продаж. Франчайзи получает готовые схемы рекламной стратегии, и зачастую работает с брендом уже раскрученным и узнаваемым на локальном рынке. Стартовать намного легче, но возможна конкуренция с другими покупателями франшизы. За исключением случаев когда за франчайзи закрепляется эксклюзив на определенную территорию.
- Стартовый капитал. Любое дело начинается с вложения финансовых средств. В случае дилерства – нужно или иметь доступные активы, или брать кредит, который не так уж и просто получить под такую торговую деятельность. При покупке франшизы банки намного легче дают кредитные средства, к тому же, в некоторых случаях, сам договор франшизы включает в себя предоставление кредита на развитие деятельности франчайзи.
- Ведение деятельности. По большей части дилер предоставлен сам себе – как, где и каким образом он будет реализовать товар, решает он сам. Но и учиться он будет на собственных ошибках, расплачиваясь финансовыми потерями. Деятельность франчайзи довольно строго регламентирована – он получает консультации, получает возможность обучить персонал, и работает по схеме, которая уже доказала свою финансовую эффективность.
Вывод
Франчайзинг – это идеальная схема для начинающего бизнесмена. Вы практически получаете обучение эффективному ведению бизнеса, но при этом не платите за него, а сами зарабатываете немалые деньги. Если при этом не быть слепым исполнителем инструкций, а вникать в суть бизнес процессов, то через пару лет можно запустить собственный проект, и не сделать при этом фатальных ошибок.
Дилерство – это возможность заработать солидный капитал для людей опытных в ведении бизнеса. Тут можно получить, куда большие доходы, но и риски намного выше. Однако возможность «подмять под себя» локальный рынок – это приз, за который стоит бороться.
Так что трезво оцените свои возможности и приступайте к одному из этих двух типов ведения бизнеса. В любом случае, при разумном подходе финансовый успех вам гарантирован.