Выбор франшизы

Открытие бизнеса по франшизе может стать выгодным предприятием, но имеется не меньший риск сделать неудачный выбор, и потерять деньги, вложенные в новый бизнес. Правда, риск есть только в том случае, если при выборе франшизы руководствоваться эмоциями, а не холодной логикой. Ведь на самом деле не так уж и сложно провести предварительный анализ заинтересовавшей вас франшизы, и понять, насколько целесообразно вкладывать в нее деньги.

Есть несколько аспектов, которые я настоятельно советую внимательно изучить, перед тем как начать вкладывать деньги в заинтересовавший вас бизнес.

В первую очередь вам стоит решить для себя – будете вы работать с отечественной или зарубежной франшизой. Зарубежные предложения отличаются более качественным предложением услуг, и поддержкой франчайзи. Но при этом условия работы не всегда удобны для российского покупателя, так как их условия сотрудничества не всегда удобны в реалиях нашего рынка. С отечественными франчайзерами проще сотрудничать, но не все из них способны предложить услуги высокого качества.

 

Что нужно узнать перед покупкой франшизы

  • Итак, оценив свои финансовые способности, вы сможете очертить круг франшиз, которые доступны для вас. И после этого необходимо заняться изучением локального рынка. В вашу задачу войдет изучение того, насколько востребован тот товар/услуга, которую вы будете предлагать. Так же нужно понять каков уровень конкуренции в выбранной вами сфере – сколько схожих типов услуг или торговых марок уже есть на рынке, и сможет ли количество населения поглотить ваше предложение в необходимом объеме. Например, в крупных городах проще всего начинать бизнес в сфере общепита, и гораздо сложнее начать работу в области ретейлинга или предоставления услуг.
  • Выбрав бизнес, который на первый взгляд способен принести вам доход, нужно начать оценку самой франшизы. Первое на что стоит обратить внимание – это «возраст» франшизы. Если бизнес действует не более года, то нет никакой гарантии его рентабельности, так как за такое время сложно понять, насколько долго услуги/товар будут и далее пользоваться спросом. Стоит работать с теми компаниями, которые уже несколько лет ведут свою деятельность и могут показать вам статистику своей работы.
  • Следующий аспект – это выяснение того, как много франчайзи уже купило франшизу, и насколько удачно они ведут дела. Если некоторые компании закрылись, то стоит узнать, в чем была причина закрытия бизнеса.
  • Далее изучаем юридические аспекты – перед покупкой надо узнать зарегистрирована ли торговая марка, насколько выгодны условия выкупа бизнеса или выхода из дела. Так же на вас могут быть наложены дополнительные ограничения, такие как запрет, на ведение еще одного бизнеса в выбранной вами сфере – все эти аспекты нужно уяснить заранее.
  • На первом этапе общения у вас будет возможность оценить «открытость» компании. Если информация предоставляется вам неохотно, вы не увидели более 2-3 сотрудников в офисе, да и вообще подсознание кричит что «что-то здесь не так», то не стоит рисковать своими деньгами, вкладывая их в сомнительный бизнес.
  • Порядок и размер выплат тоже требует тщательного рассмотрения – роялити может быть выплачено единоразово, на постоянной основе в качестве фиксированной суммы или процентов от оборота, или «скрыто». В последнем случае финансовое вознаграждение включается в стоимость товаров, сырья и оборудования, которые вы будете покупать у франчайзера. Также имеет смысл выяснить то, насколько оправданна сумма роялити – в некоторых случаях она может быть беспочвенно завышенной.
  • Также совсем разными могут быть условия взаимодействия с поставщиками – в некоторых случаях франчайзер требует в договоре делать закупки у определенных компаний. В одних случаях это выгодно, так как такое условие основывается на требованиях к качеству товара/услуг. В других случаях требование работы с определенными поставщиками приносить выгоду только владельцу франшизы, и не имеет лично для вас экономической целесообразности.
  • Еще одна важная деталь, требующая рассмотрения, это то какая поддержка будет оказываться вам франшизодателем. В идеале вам могут обеспечить консультации, обучение персонала и т.д.
  • Помимо всего перечисленного немаловажно узнать то, будете ли вы эксклюзивно работать на своей территории или нет. Вам ведь не захочется попасть в ситуацию, когда рядом с вами откроют свой бизнес другие франчайзи и вы начнете терять прибыль.

 

Каким образом собрать необходимую информацию

Не стоит принимать решение только на основании тех данных, которые вам предоставил обладатель франшизы. Если даже вам охотно предоставляют информацию, то это еще не означает, что все что вы узнали, будет достоверным. Лучше всего воспользоваться и дополнительными источниками. В первую очередь вы можете провести исследования, посредством интернета и СМИ. Прямые и косвенные упоминания, заинтересовавшей вас компании могут дать довольно много пищи для размышления. Также не лишним будет выйти на контакт с компаниями уже работающими по франшизе, и узнать у них о реальном положении дел. Такое исследование поможет вам избежать дезинформации

Не стоит думать, что такое исследование будет актом недоверия к франчайзеру. По крайней мере, сама компания предоставляющая франшизу однозначно контролировать вашу деятельность, начиная прямыми проверками и вплоть до того, организации прихода «тайного покупателя». Так что предварительный тщательный сбор информации о франшизе вполне оправдан.

Перед покупкой франшизы тщательно рассмотрите все вышеописанные моменты – без этого можно довольно сильно поплатиться, потеряв свои активы. Но при вдумчивом подходе, вы легко определите рискованные предложения, которые не стоят того, чтобы вкладывать в них финансы. И тогда вы сможете найти ты франшизу, которая будет приносить вам гарантированный доход.

Добавить комментарий

Post Navigation